• В 2012 году адвокаты Чувашской Республики, объединив свои финансовые усилия, приобрели в собственность помещение под офис Адвокатской палаты Чувашской Республики, которое стало достойной визитной карточкой адвокатского сообщества Чувашии.
  • Разработка и реализация учебных программ для повышения квалификации адвокатов Чувашии является одним из приоритетных направлений деятельности Адвокатской палаты Чувашской Республики, которому уделяется большое внимание.
  • В преддверии Дня Российской адвокатуры Адвокатская палата Чувашской Республики провела VI Турнир по русскому бильярду среди Адвокатских палат Приволжского федерального округа
  • Совет Адвокатской палаты Чувашской Республики является коллегиальным исполнительным органом Адвокатской палаты Чувашской Республики
  • Адвокатская палата Чувашской Республики, пожалуй, самая спортивная Адвокатская палата Приволжского федерального округа. Для адвокатов Чувашии уже стало традицией состязаться в спорте и в честной борьбе добиваться высоких результатов.
  • Адвокатская палата в настоящий момент объединяет 332 адвоката, которые осуществляют свою деятельность в разнообразных формах адвокатских образований. В Чувашии работает 74 адвокатских кабинетов, 33 коллегии адвокатов, одно адвокатское бюро.
  • В 2014 году создан Совет молодых адвокатов как орган, представляющий интересы молодых адвокатов, с целью эффективного участия молодых адвокатов в реализации мероприятий Адвокатской палаты и решений Совета Адвокатской палаты Чувашской Республики.
ГлавнаяАдвокатуАдвокатская практикаПостановление судьи Верховного суда Российской Федерации о частичном удовлетворении жалобы защитника

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № <данные изъяты>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва                                                                                                                             <данные изъяты> г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника <данные изъяты>, действующего в интересах <данные изъяты>, на постановление судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от <данные изъяты> г., постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от <данные изъяты> г., вынесенные в отношении <данные изъяты>  (далее - <данные изъяты>) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от <данные изъяты> г., оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от <данные изъяты> г., гражданин Республики Азербайджан <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник <данные изъяты> просит отменить названные судебные акты, вынесенные в отношении <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, как необоснованные.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы <данные изъяты>  позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения <данные изъяты> к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российское Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <данные изъяты> г. по адресу: город Чебоксары, <данные изъяты> гражданин Республики Азербайджан <данные изъяты> нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, уклонившись от выезда по истечении срока пребывания, закончившегося 30 октября 2014 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.<данные изъяты>) копией паспорта гражданина Республики Азербайджан <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), его объяснениями, данными в ходе судебного разбирательстве (л.д. <данные изъяты>), которые оценены в совокупности с другими материалами деле об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, <данные изъяты> обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения <данные изъяты> к административной ответственности, на которые ссылается в жалобе защитник <данные изъяты> влекущих безусловную отмену принятых судебных решений, по настоящем делу не установлено.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств имеются основание для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В жалобе на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от <данные изъяты> г. защитник <данные изъяты> заявлял, что <данные изъяты>  состоит в браке с гражданкой Российской Федерации.

Согласно копии свидетельства о заключении брака <данные изъяты>  №<данные изъяты>, выданного отделом ЗАГС Администрации города Чебоксары Чувашской Республики <данные изъяты>, между <данные изъяты> и гражданкой Российской Федерации <данные изъяты> заключен брак (л.д. <данные изъяты>).

В настоящей жалобе заявитель вновь приводит данные доводы, подтверждая их, в частности, свидетельством жителей дома <данные изъяты> корпус <данные изъяты> по <данные изъяты> города Чебоксары от <данные изъяты> г. и характеристикой УУП ОП №6 УМВД России по городу Чебоксары, из которых следует, что <данные изъяты>  проживает по адресу: город Чебоксары, проспект <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, корпус <данные изъяты>, квартира <данные изъяты>  с женой <данные изъяты>, падчерицей <данные изъяты>  и тещей <данные изъяты>, содержит семью, к уголовной и административной ответственности не привлекался.

Содержание приведенных выше документов, к которым нет оснований относиться критически, указывает на то, что по состоянию на декабрь 2014 года <данные изъяты> проживал совместно с <данные изъяты>, и опровергает выводы судов об отсутствии у него семейных отношений на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г.№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права <данные изъяты> на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11 -П. конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации    могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с     принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, от <данные изъяты> г. №<данные изъяты> и др.).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу судьей Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики установлено не было, ранее <данные изъяты> к административной ответственности не привлекался, вину признал, в содеянном раскаялся.

С учетом конкретных обстоятельств назначение <данные изъяты> административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от <данные изъяты> г., постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от <данные изъяты> г. подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение <данные изъяты> административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу защитника <данные изъяты>, действующего в интересах <данные изъяты>, удовлетворить частично.

Постановление судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от <данные изъяты> г., постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от <данные изъяты> г., вынесенные в отношении <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на назначение <данные изъяты>  административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

ПОСТАНОВИЛ:
Судья Верховного Суда Российской Федерации
<данные изъяты>

История Адвокатской палаты Чувашской Республики
2017 г. - 15-летие образования АП ЧР и 95-летие образования адвокатуры Чувашии

Президент Адвокатской палаты

Международные правовые стандарты

Финансы

Адвокатская тайна

Бесплатная юридическая помощь в Чувашской Республике

Фотогалерея

Контакты

Яндекс.Метрика

ОБНОВЛЕНИЯ НА САЙТЕ www.advokpalata-21.ru

всё новое можно узнать здесь
rss-mangreen

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ