АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Степановой З.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о признании незаконным отказа в выдаче справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение и обязании выдать справку, признании нуждающимся в санаторно-курортном лечении, поступившее по апелляционной жалобе <данные изъяты> на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
<данные изъяты> обратился в суд с иском с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии) о признании незаконным отказа в выдаче справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение и обязании выдать справку, признании нуждающимся в санаторно-курортном лечении. В обоснование исковых требований истец указал, что он является инвалидом I группы с детства с заболеванием артрогрипоз <данные изъяты>, которое отягчено иными заболеваниями, среди которых <данные изъяты>. 8 апреля 2020 года он обратился с письменным заявлением к главному врачу БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии о возможности получения медицинской справки формы № 070/у у лечащего врача, на которое им получен ответ от 8 апреля 2020 года о невозможности получения данной справки в связи с тем, что диагноз <данные изъяты>, указанный в перечне медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения (далее также – Перечень), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года № 321н, не является инвалидизирующим заболеванием, а основное заболевание, повлекшее установление инвалидности - <данные изъяты> не включено в Перечень. При этом главный врач БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии исходил из положений пункта 1.1 части 1 статьи 6.2, статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ), которое, по его мнению, подтверждает, что основанием для направления на санаторно-курортное лечение является наличие у гражданина основного, а не сопутствующего или иного заболевания, а также сослался на судебные акты, в которых суды исходили из разъяснений информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года № 14/6/10/2-5307. В связи с этим истцом были направлены обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой разъяснить положения информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года № 14/6/10/2-5307 и его правовой статус. В своем ответе Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснило, что основное заболевание включает в себя не только заболевание, приводящее к инвалидности, но и другие заболевания, не связанные с инвалидностью, но вызывающие первоочередную необходимость оказания медицинской помощи, то есть комплекса мероприятий, направленных, в том числе, на профилактику заболеваний. Также указало, что Министерством здравоохранения Российской Федерации были даны разъяснения о том, что письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года № 14/6/10/2-5307 не подлежит применению. Истец полагает, что на основании п.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» он имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании суда первой инстанции истец <данные изъяты> и его представитель адвокат Карама Л.Г. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии Иванов С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая заявленные требования необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения, указав, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» предусмотрено бесплатное санаторно-курортное лечение только основного заболевания, под которым понимается инвалидизирующее заболевание.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований <данные изъяты> к БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии о признании незаконным отказа в выдаче справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение и обязании выдать справку, признании нуждающимся в санаторно-курортном лечении отказано.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения по мотивам незаконности и необоснованности, истец <данные изъяты> в апелляционной жалобе просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение. Истец, ссылаясь на нормы Федерального закона №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», указывает, что отказ ответчика в выдаче справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение является незаконным. Помимо <данные изъяты> у истца имеется заболевание позвоночника <данные изъяты> и оно в настоящее время является основным заболеванием, хотя и не являющимся причиной инвалидности. В п. 1.1 ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» не конкретизировано понятие «основное» заболевание, в связи с чем считает доводы главного врача о том, что санаторно-курортное лечение предоставляется только гражданам с наличием инвалидизирующего заболевания, включенного в Перечень, несостоятельными. Как инвалид I группы он имеет право на ежегодное получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец <данные изъяты> и его представитель Карама Л.Г. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии Иванов С.В. апелляционную жалобу просил оставить без удовлетворения.
Третье лицо Министерство здравоохранения Чувашской Республики письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы не предоставило.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем в соответствии с нормами статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при вынесении решения нарушения такого характера были допущены судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, <данные изъяты> является инвалидом I группы с детства. Основанием установления инвалидности является заболевание <данные изъяты>
10 апреля 2020 года <данные изъяты> обратился с заявлением на имя главного врача БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии о возможности получения медицинской справки формы №070/у о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Письмом от 25 мая 2020 № 06-149 за подписью главного врача БУ «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии <данные изъяты> сообщено, что не имеется оснований для получения им справки формы №070/у о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в связи с тем, что основным заболеванием, которое стало причиной для установления инвалидности истца с детства, является <данные изъяты>, а заболевание <данные изъяты> является только сопутствующим, тогда как в перечне медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года № 321н, указано заболевание остеохондроз позвоночника у взрослых с кодом по МКБ-10 М 42.1, однако заболевание – <данные изъяты> в указанном Перечне отсутствует. Также со ссылкой на положения п. 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» сообщено, что справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении (формы 070/у) не может быть выдана в связи с тем, что Показанием для санаторного лечения является инвалидизирующее заболевание.
Не согласившись с данным ответом, <данные изъяты> обратился в суд с иском о признании отказа в выдаче справки незаконным, указывая на наличие у него заболевания - <данные изъяты>, которое включено в Перечень.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с тем, что санаторно-курортное лечение производится по основному заболеванию, положенному в основу решения о признании лица инвалидом, в Перечне медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года № 321н заболевание - <данные изъяты> отсутствует.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции, поскольку по настоящему делу не учтено следующее.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года № 256.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 года Срок действия справки - 12 месяцев.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 года № 321н был утвержден Перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения.
Раздел ХII включает Медицинские показания для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс ХIII по МКБ-10).
Пункт 12 данного раздела (графа 1) предусматривает, что такое лечение предоставляется: при наличии заболевания - <данные изъяты>); с избранием курортов, санаторно-курортных организаций.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются услуги, в том числе по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Административного регламента предусмотрено, что регламент определяет стандарты, сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) при предоставлении государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Заболевание истца, являющееся причиной инвалидности - <данные изъяты>, в указанный Перечень не включено.
Судебная коллегия при рассмотрении доводов апелляционной жалобы <данные изъяты> находит их заслуживающими внимания и исходит из следующего.
Ответчик бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» при отказе в удовлетворении требований истца ссылался на то, что основанием для направления на санаторно-курортное лечение является наличие у гражданина основного, а не сопутствующего или иного заболевания. Для определения санаторно-курортной организации в целях дальнейшего обеспечения гражданина путевкой на санаторно-курортное лечение следует руководствоваться данными о диагнозе, который указан в пункте справки "заболевание, для лечения которого направляется в санаторий", а не диагнозом, который указывается в качестве причины инвалидности (у истца - это <данные изъяты>). Ответчик в обоснование своей позиции также сослался на судебные акты, в которых суды исходили из разъяснений информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года № 14/6/10/2-5307.
Между тем по делу судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Истец <данные изъяты>, не соглашаясь с отказом ответчика, неоднократно обращался в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой разъяснить положения информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года № 14/6/10/2-5307 и его правовой статус.
В своем ответе от 5 марта 2020 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснило истцу, что основное заболевание включает в себя не только заболевание, приводящее к инвалидности, но и другие заболевания, не связанные с инвалидностью, но вызывающие первоочередную необходимость оказания медицинской помощи, то есть комплекса мероприятий, направленных, в том числе, на профилактику заболеваний. Также указано, что Министерством здравоохранения Российской Федерации были даны разъяснения о том, что письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года № 14/6/10/2-5307 не подлежит применению (л. д. 7- 8).
Истец полагает, что на основании п. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» он имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на санаторно-курортное лечение.
Также необходимо учитывать, что письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2012 года «О разъяснении изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 № 345-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи" признано не действующим со дня принятия решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2020 года № АКПИ20-466.
Указанным решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2020 года № АКПИ20-466 постановлено признать не действующими со дня вступления решения в законную силу положения пункта 12 раздела ХII перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2018 г. № 321н, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не допускают санаторно-курортное лечение взрослого населения при наличии заболевания - <данные изъяты> в санаторно-курортных организациях за пределами климатической зоны проживания пациента.
Ссылки на то, что по указанному коду основного заболевания отсутствуют стандарты санаторно-курортной помощи, что подтверждает отсутствие правовых оснований для предоставления БУ «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии инвалиду <данные изъяты> путевки для санаторно-курортного лечения по заболеванию <данные изъяты> учитывая, что по профилю данного заболевания предоставляется специализированное лечение, не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, основания отказа <данные изъяты> в выдаче справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям законов.
Судебная коллегия приходит к выводу, что по делу решение суда следует отменить с принятием нового решения об удовлетворении иска и признать незаконным отказ ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в выдаче справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение, а также обязать ответчика выдать истцу <данные изъяты> справку формы № 070/у на санаторно-курортное лечение за спорный период.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Признать незаконным отказ ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в выдаче <данные изъяты> справки формы № 070/у на санаторно-курортное лечение, обязать ответчика выдать <данные изъяты> справку формы № 070/у на санаторно-курортное лечение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: З.А. Степанова
И.В. Филимонова