Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Управление) стали известны случаи возникновения конфликтных ситуаций между представителями адвокатского сообщества и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по ОУПДС) при обеспечении доступа в здания судов на территории ряда субъектов Российской Федерации; аналогичный случай выявлен и на территории Чувашской Республики.
Отдельные адвокаты полагают, что при обеспечении пропускного режима в здания судов к адвокатам не применимы процедуры осмотра или личного досмотра, поскольку, по их мнению, они нарушают право адвокатов на беспрепятственный доступ в суды и препятствуют исполнению адвокатами своих профессиональных обязанностей.
В феврале текущего года в Управление поступила жалоба Краснова Виктора Алексеевича на действия адвоката Ванюкова Сергея Петровича.
Суть спорной ситуации заключалась в том, что адвокат Ванюков С.П., полагая, что Краснов В.А., замещающий должность заместителя старшего судебного пристава Московского района г. Чебоксары, своими действиями по требованию о проведении в отношении адвоката процедуры досмотра ограничивает возможность его беспрепятственного доступа в здание Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, обратился с заявлением в соответствующие органы государственной власти. По итогам его рассмотрения нарушений законодательства в действиях Краснова В.А. выявлено не было.
Ввиду несогласия с данным заявлением Ванюкова С.П., полагая, что в нем содержатся заведомо ложные, клеветнические сведения, Краснов В.А. обратился в Управление с просьбой об оценке поведения Ванюкова С.П. на предмет соответствия статусу адвоката и принятии в отношении него соответствующих мер воздействия.
По итогам рассмотрения поступившей жалобы заявителю даны разъяснения об отсутствии оснований для принятия установленных законом мер реагирования.
В этой связи в целях урегулирования сложившейся ситуации просим Вас довести до адвокатского корпуса республики следующую информацию о пределах полномочий судебных приставов по ОУПДС.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебного пристава по ОУПДС входит обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; поддержание общественного порядка и осуществление охраны в здании, помещениях суда; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений.
При этом согласно части 2 статьи 11 названного Федерального закона судебный пристав по ОУПДС имеет право:
1) проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов,
2) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
3) не допускать в здание, помещения суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.
Аналогичные требования приводятся в Порядке организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденного приказом ФССП России от 17.12.2015 № 596.
Кроме того судебные приставы по ОУПДС обязаны выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда (абз. пятый части 1 статьи 11 Федерального закона № 118-ФЗ "О судебных приставах").
В свою очередь, председатели районных судов, исходя из пунктов 1 и 2 части 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", уполномочены устанавливать соответствующие правила пребывания посетителей в районных судах и судебных участках мировых судей, включая требования к организации пропускного режима в здания судов.
Согласно таким правилам посетители суда обязаны проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый судебными приставами, и предъявлять им для проверки ручную кладь.
При этом под посетителем понимается любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) предоставляющие право на пребывание в суде.
Таким образом, судебный пристав по ОУПДС наделен правом осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных зданиях (помещениях), а также досмотр находящихся при них вещей.
Законность данных полномочий была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (см. Определения от 15.07.2010 № 940-О-О, от 28.05.2013 № 780-О), и указано, что они направлены на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья и носят предупредительный характер.
А статья 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" гласит, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
При этом на законодательном уровне в этой части не установлена неприкосновенность (иммунитет) адвокатов и не определены какие-либо привилегии, связанные с их профессиональным статусом. Сам статус не может являться основанием для освобождения адвоката от соблюдения пропускного режима в здании суда. Указанные выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой, сложившей на всей территории Российской Федерации (см. например, апелляционное определение Смоленского областного суда от 05.11.2013 № 3-4765/2013, решение Октябрьского районного суда г. Ижевск от 03.06.2014 2-3687/2014, решение Пролетарского районного суда г. Твери № 2-1208/2014 от 04.06.2014, апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия от 08.07.2015 № 33-1699/2015 и т.д.).
При этом, как отмечают судебные органы, обязательным условием допустимости проведения досмотра является наличие оснований полагать, что посетители суда имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства. Однако, определение наличия таких оснований полагать является оценочной категорией и устанавливается судебным приставом по ОУПДС в каждом конкретном случае исходя из собственных профессиональных навыков и требований действующего законодательства.
Также обращаем внимание, что 14.11.2013 Президентом Российской Федерации утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, согласно которой обеспечение общественной безопасности и поддержание состояния защищенности человека и гражданина является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в целях поддержания высокого уровня правовой и этической культуры представителей адвокатского сообщества рекомендуем адвокатам республики:
- избегать возникновения конфликтных ситуаций с судебными приставами по ОУПДС;
- терпимо относиться к законным требованиям уполномоченных должностных лиц о проведении процедуры досмотра;
- в случае несогласия с их действиями, отстаивать свою позицию в корректной и вежливой форме строго в правовых рамках.
Начальник Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Чувашской Республики
Сержантов Д.М.