Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко в эфире телеканала «Россия 1» обосновал необходимость принятия президентских поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Документом предлагается, в частности, внести в ст. 49 УПК РФ изменения, предусматривающие, что адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в нем, и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента допуска.
Юрий Пилипенко рассказал, что в некоторых регионах, и особенно в Москве, адвокат не может попасть к своему подзащитному, содержащемуся в следственном изоляторе, в течение не то что нескольких дней, а нескольких недель, так как следователь не дает ему некий не предусмотренный уголовно-процессуальным законом документ, называемый разрешением.
По этой причине заключенный под стражу неделями не может увидеться со своим адвокатом. Если поправки будут приняты, то у адвоката появится возможность получать доступ к своему подзащитному на основании ордера.
Кроме того, УПК РФ предлагается дополнить положениями, согласно которым адвокату не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста «для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию». Президент ФПА РФ пояснил, что речь идет о назначении экспертизы, а также отметил важность поправки, согласно которой защитнику, подозреваемому, обвиняемому не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Это означает, что адвокату не может быть отказано в приобщении к материалам дела данных опросов, проводимых им, а также иных доказательств, необходимых для оказания юридической помощи, которые он собирает в порядке, установленном УПК РФ.
Кроме того, президентские поправки гарантируют участие адвоката в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого. Это дает защитнику возможность обжаловать как действия, так и бездействие следователя.
«Я думаю, что в совокупности это будет набор эффективных инструментов, чтобы изменить ситуацию, повысив возможности защиты», – считает Юрий Пилипенко.
Принципиальное значение, по мнению президента ФПА РФ, имеет поправка, согласно которой адвоката по назначению можно привлекать к участию в деле на стадии предварительного расследования только в порядке, установленном соответствующей адвокатской палатой, созданной на территории региона, где проводится следствие.
«Вы наверняка знаете, что существует термин “карманный адвокат”. Он часто используется в отношении тех наших нерадивых коллег, которые вступают в сговор со следствием и иногда нарушают свои профессиональные обязанности, работая не в интересах подзащитного. Российская адвокатура сейчас предпринимает серьезные меры, чтобы положить конец этому безобразному явлению», – сказал Юрий Пилипенко. По его мнению, данная поправка будет этому способствовать.
В заключение Юрий Пилипенко назвал «шагом в правильном направлении» расширение с 2018 г. компетенции суда присяжных и введение коллегий присяжных заседателей в районных судах. «Суд присяжных – это наиболее достойная форма судопроизводства», – резюмировал президент ФПА РФ.
Пресс-служба ФПА РФ