2 апреля с использованием видео-конференц-связи состоялось расширенное заседание Совета ФПА РФ, на котором обсуждались актуальные для российской адвокатуры вопросы и проекты ряда документов. Рассмотрев ситуацию, которая возникла в связи с пандемией, вызванной коронавирусом, Совет ФПА РФ принял заявление в связи с введением в России ограничений в целях предотвращения распространения вирусной инфекции. Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев сообщил, что в понедельник, 30 марта, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратился к министру юстиции РФ с официальным письмом, в котором изложил меры, вошедшие в официальное заявление Совета ФПА РФ, с обоснованием их необходимости.
Текст официального заявления ФПА РФ:
"В связи с введением в РФ в целях предотвращения распространения вирусной инфекции ограничений должны быть учтены следующие обстоятельства.
Любые меры и ограничения, которые могут быть введены, не исключают, а напротив, в еще большей степени предполагают исполнение требований об обеспечении конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Однако реализация полномочий государства только лишь за счет эксплуатации чувства долга адвокатов и их дискриминации по сравнению с другими гражданами России, участвующими в исполнении публичной функции в этот период, недопустимо.
Право на жизнь и охрану здоровья, равно как и право на получение квалифицированной юридической помощи, являются фундаментальными и неотчуждаемыми конституционными правами человека, не подлежащими ограничению, в том числе, в условиях чрезвычайного положения (статьи 20, 41, 48, 56 Конституции РФ). Из этого следует необходимость обеспечения баланса при реализации указанных конституционных гарантий адвокатами в ходе осуществления ими профессиональной деятельности.
В связи с приостановлением рассмотрения судами всех гражданских, административных и большинства уголовных дел, введения режима самоизоляции и объявления периода нерабочих дней адвокаты в значительной степени утратили возможность осуществления своей деятельности и получения за нее вознаграждения.
У адвоката, в отличие от работников суда, следствия и дознания, отсутствуют какие-либо гарантии сохранения заработной платы или поступления иных средств к существованию и содержанию семьи. При этом, исполняя обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи по назначению органов дознания, следствия или суда, адвокат наравне с другими участниками производства подвергает опасности свое здоровье и здоровье своих близких. Однако в случае заболевания адвокат, в силу существующего нормативного регулирования, не может рассчитывать на получение каких-либо социальных выплат на основании больничного листа в случае утраты трудоспособности, а члены его семьи – на социальные выплаты в случае смерти адвоката.
С учетом изложенного, в целях обеспечения минимальных гарантий социальной защищенности адвокатов Федеральная палата адвокатов Российской Федерации считает необходимым настаивать на принятии в отношении адвокатов мер поддержки, аналогичных принятым в отношении малого бизнеса. В частности, должны быть реализованы следующие меры:
1. При определении размера оплаты вознаграждения адвоката в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 1240 исполнение обязанностей адвоката по обеспечению гарантированного государством права на бесплатную юридическую помощь в период, объявленный Указом Президента Российской Федерации нерабочим, не может рассматриваться иначе, как исполнение адвокатом профессиональных обязанностей по назначению органов дознания, следствия или суда в выходные или приравненные к ним нерабочие дни.
2. Должна быть предоставлена отсрочка до 31 декабря 2020 года по уплате НДФЛ за 2019 год для тех адвокатов, которые еще не произвели соответствующие выплаты (срок по которым истекает 30 апреля 2020 года), а также отсрочка до конца 2020 года по уплате ежеквартальных сумм НДФЛ за 2020 год, так как, уплатив налоги, адвокат в отсутствие возможности осуществлять профессиональную деятельность может остаться без средств к существованию на неопределенный период времени.
3. Должен быть введен полный или частичный мораторий на один год (до декабря 2021 года) на уплату адвокатами фиксированных взносов в фонды медицинского и пенсионного страхования, которые исчисляются исходя из возможности осуществления адвокатами профессиональной деятельности в течение всего года, без каких-либо ограничений, поскольку в период режима самоизоляции и нерабочих дней в отсутствие возможности осуществлять профессиональную деятельность адвокаты будут лишены возможности получать вознаграждение.
4. Следует вновь вернуться к вопросу об изменении порядка обязательного социального страхования адвокатов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Должен быть разработан новый механизм страхования. Это приобрело особенно важное значение в период пандемии, когда адвокаты вынуждены выполнять конституционную функцию по защите прав граждан, рискуя своим здоровьем.
Необходимо также рассмотреть иные меры поддержки адвокатов, с учетом конкретных обстоятельств развития эпидемиологической ситуации и предпринимаемых руководством страны решениях в целях ее нормализации.
Принимая во внимание, что установление размера взносов на содержание адвокатских палат отнесено законом к исключительной компетенции общего собрания (конференции), советы региональных палат вправе с учетом имеющихся возможностей рассмотреть комплекс мер, обеспечивающих соблюдение баланса между необходимостью обеспечения деятельности адвокатской палаты и индивидуальной поддержки адвокатов, попавших в сложное материальное положение. В частности, следует учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства при принятии решения, например, о списании задолженности, образовавшейся в связи с невозможностью осуществления адвокатом профессиональной деятельности. Аналогичный подход в случае необходимости может быть реализован Федеральной палатой в отношении взносов, перечисляемых региональными палатами, а также адвокатскими образованиями исходя из имеющихся у них возможностей.
Объявление на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции нерабочих или выходных дней само по себе – в отсутствие оснований для изоляции (карантина) или самоизоляции адвоката – не является уважительной причиной отказа от исполнения поручения доверителя, а также от участия в судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии. Вместе с тем при наличии такой возможности адвокатским палатам при принятии решения о замене ранее назначенного адвоката или назначении адвоката в порядке статей 50, 51 УПК РФ при наличии адвоката по соглашению следует учитывать все заслуживающие внимания доводы адвоката, заявляющего о невозможности своего участия.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации призывает адвокатов России достойно и добросовестно исполнять профессиональные обязанности, обеспечивая реализацию конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь даже в такой непростой ситуации. Не допускать злоупотребления процессуальными правами, реализуя предоставленные полномочия в полном соответствии с требованиями закона. Разумно и добросовестно учитывать в работе особые обстоятельства и требования введенных ограничительных мер. Проявлять заботу о своей безопасности, безопасности своих близких и коллег".