Совет АП г. Москвы дал разъяснение по вопросам заключения, исполнения и расторжения соглашений об оказании юридической помощи.
Разъяснение по вопросам профессиональной этики адвоката «Об особенностях заключения и оформления соглашений об оказании юридической помощи (защиты по уголовному делу) в пользу третьего лица» (далее – Разъяснение) основано на анализе дисциплинарной практики АП г. Москвы. По мнению члена Совета ФПА РФ Михаила Толчеева, разъяснения Совета АП г. Москвы носят исключительно взвешенный и обоснованный характер и способны повлиять на развитие дисциплинарной практики других палат.
Как отмечено в тексте документа, у адвокатов постоянно возникают вопросы о правильных профессиональных действиях, связанных с заключением и оформлением адвокатами соглашений об оказании юридической помощи (защиты по уголовному делу), в том числе в пользу третьего лица. Кроме того, в дисциплинарной практике палаты имеются случаи ненадлежащего профессионального поведения адвокатов при заключении таких соглашений. Это, по мнению Совета АП г. Москвы, причиняет вред интересам доверителей и авторитету адвокатуры. В связи с этим Совет разъясняет отдельные спорные вопросы заключения, исполнения и расторжения соглашений об оказании юридической помощи.
Так, в Разъяснении указано, что на основании ч. 1 ст. 50 УПК РФ защитник или несколько защитников могут быть приглашены для участия в уголовном деле как самим обвиняемым (подозреваемым), так и его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого (подозреваемого).
Лицо, заключающее и подписывающее соглашение об оказании юридической помощи в пользу третьего лица, и само лицо, которому оказывается юридическая помощь, являются доверителями адвоката, но имеют различные права по доступу к информации, полученной в ходе оказания юридической помощи. Правом распоряжения сведениями, являющимися адвокатской тайной, и полным безусловным доступом к информации, полученной в ходе оказания юридической помощи, обладает только обвиняемый (подозреваемый). Он же вправе свободно выбирать защитника (в том числе одобрять или не одобрять выбор, сделанный в его интересах лицом, заключившим соглашение с адвокатом) и оценивать качество оказанной юридической помощи.
При заключении соглашений об оказании юридической помощи (защиты по уголовному делу) в интересах третьего лица Совет АП г. Москвы рекомендует адвокатам быть осмотрительными и обращать особое внимание на личность доверителей, обратившихся к адвокату в интересах обвиняемых (подозреваемых).
Адвокату необходимо выяснить законную мотивацию и интерес лица, заключающего соглашение об оказании юридической помощи, а также сведения об обвиняемом (подозреваемом) и о его процессуальной ситуации (фамилию, имя, отчество, контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты), место задержания и нахождения, мера пресечения (если она избрана), существо обвинения (подозрения) и др.).
По общему правилу адвокат, заключивший соглашение об оказании юридической помощи (защите по уголовному делу) в пользу третьего лица, перед началом оказания юридической помощи обязан получить согласие лица, которому будет оказываться юридическая помощь. Нормы УПК РФ и ГК РФ не регламентируют форму такого согласия или поручения, а также особенности его получения.
Согласно тексту Разъяснения наиболее достоверной формой получения согласия является письменная фиксация волеизъявления лица, которому будет оказываться юридическая помощь. Она может быть сделана на соглашении об оказании юридической помощи, в отдельном документе или иным образом (с использованием электронного ресурса службы отправки электронных сообщений в учреждениях ФСИН России «ФСИН-ПИСЬМО» www.fsin-pismo.ru). Согласие обвиняемого (подозреваемого), полученное адвокатом посредством связи с использованием функции «секретный чат» (звонок без определения номера) или по электронной почте, является недостоверным.
Совет АП г. Москвы отмечает, что в исключительных, не терпящих отлагательства случаях, когда процессуальная ситуация требует немедленного оказания юридической помощи и отсутствует достаточное время для предварительного получения согласия обвиняемого (подозреваемого), адвокат вправе приступить к оказанию юридической помощи до его получения. После чего в кратчайшие сроки адвокат обязан совершить все необходимые действия, направленные на получение согласия обвиняемого (подозреваемого) на его участие в уголовном деле.
В целях сохранения адвокатской тайны адвокат до получения согласия обвиняемого (подозреваемого) на его участие в уголовном деле не вправе передавать кому-либо, в том числе и лицу, заключившему с ним соглашение об оказании юридической помощи, сведения, полученные в ходе оказания юридической помощи (материалы уголовного дела и иные сведения). После получения согласия обвиняемого (подозреваемого) на участие адвоката в уголовном деле коммуникация адвоката с третьими лицами и передача им какой-либо информации осуществляются по общим правилам адвокатской этики.
В случае отказа обвиняемого (подозреваемого) в даче согласия на участие адвоката в уголовном деле соглашение об оказании юридической помощи считается расторгнутым и адвокат не вправе вступать в дело. В случае поступления отказа после вступления в дело адвокат обязан немедленно устраниться от участия в нем, сделав соответствующее уведомление лицу, в производстве которого находится уголовное дело.
Член Совета ФПА РФ Михаил Толчеев отметил, что разъяснения Совета АП г. Москвы основаны на анализе и обобщении дисциплинарной практики палаты и представляют собой «выкристаллизованные правовые позиции» Квалификационной комиссии и Совета палаты, сформированные в рамках конкретных дисциплинарных производств.
«Адвокат должен иметь четкие ориентиры и заранее знать, как ему поступать в той или иной ситуации и каких позиций в случае возникновения конфликта будет придерживаться палата в рамках дисциплинарного разбирательства», – заявил Михаил Николаевич. По его мнению, разъяснения АП г. Москвы могут существенно повлиять на развитие дисциплинарной практики других адвокатских палат.
С полным текстом Разъяснения можно ознакомиться здесь.